Рекомендации педагога-психолога

 "СИДИМ ДОМА"

Уважаемые родители!

Весь состав педагогического коллектива ждёт встречи со своими воспитанниками и от всего сердца желает Вам здоровья и терпения. Позвольте перечислить основные, но очень важные принципы сегодняшнего положения.

  • Главная задача родителей и других взрослых  – это сохранить и поддержать физическое и психологическое здоровье детей. И НЕ потерять свое.
     
  • Наши дети способны к тому, чтобы в сегодняшней ситуации (безусловно экстремальной) стать  Вашими помощниками, и совместно планируйте предстоящий день, все зависит от стратегии и тактики Вашего поведения.
     
  • Для ребенка любого возраста карантин – стресс: НЕ общаться со сверстниками, НЕ гулять на детской площадке и около, НЕ ходить в спортивную секцию, в кружки, в сад или школу, а еще — видеть рядом маму или папу и НЕ подходить к ним, когда хочешь – это мука. Неудивительно, если ребенок будет бегать по потолку. Если Вы сумеете поддержать режим детского сада (включая развивающую программу), то почувствуете необходимость в соблюдении выработанных правил, найдите отличия в планировании календарных рабочих и выходных дней.
     
  • Важно объяснить ребенку, для чего нужен карантин, при этом не драматизировать ситуацию и самим не поддаваться панике,  ведь ребенок – прекрасный психолог. Легко считывая Ваше настроение и эмоциональное состояние, он  может реагировать или по принципу заражения, или выражать свой протест агрессией. С детьми необходимо быть предельно искренними, они чувствуют любую фальшь. Следите, чтобы между вами было полное доверие.
     
  • И здесь необходимо вернуться к такой форме жизни как распорядок дня: подъем, завтрак, работа, отдых, сон и т. д. По Вашему усмотрению. Эти рамки упорядочат нормальное сосуществование  взрослых и детей. (Посмотрите пример подобного распорядка ниже – Приложение 1). На семейном совете обсудите временные рамки, содержание «документа» и неукоснительно следуйте им, невзирая на возмущения. Продумайте адекватную систему поощрений и наказаний.
     
  • Не забывайте о необходимости физической активности детей для снижения накала страстей. Поэтому главное сейчас эту активность канализировать в мирное русло. Избегайте длительных бесед и нравоучений, покажите пример правильного чередования трудового и развлекательного промежутков «большого светового дня».
     
  • Если у вас, к счастью,  двое или более детей, особенно разновозрастных и они не очень ладят, необходимо их развести в пространстве и во времени: младшего рано укладывать спать и рано поднимать, а старший наоборот: поздно ложится и поздно встает; тогда пересекаться они будут не постоянно, и следовательно, конфликтные отношения будут упорядочены.
  • Говорите ребёнку о своей любви, хвалите его за успехи в игре и в быту.
  • Если конфликтов избежать не удаётся задавайте важные для вас вопросы  и будем искать способ справиться в сложившейся ситуации.

С уважением Елена Александровна Радыгина.

 Рекомендации:

Играть, нельзя гулять: чем занять дошкольника в условиях самоизоляции

Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, почему важно соблюдать режим дня и в какие игры играть на карантине – об этом корреспонденту «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня» рассказала ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов Московского городского педагогического университета Ирина Воробьева.

– Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому?

– Во-первых, обратите внимание на организацию пространства – доступность: как расставлена мебель, где лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для ребенка. Если вдруг полка или какое-то оборудование оказывается для ребенка недоступным, то он к нему не обратится. Он будет ходить за взрослыми по пятам и ныть, чтобы с ним поиграли. В таком случае, он никогда сам себя не займет. Доступность – это один из критериев качества, который мы используем при оценке дошкольных образовательных учреждений, и это действительно очень важно.

Во-вторых, у ребенка должна быть возможность уединиться. Сейчас у нас в квартирах оказались внезапно и папа, и мама, и все родственники, которые раньше ходили на работу. Конечно, не все пространства позволяют каждому уйти в свою комнату. Но важно подумать о том, чтобы у ребенка был свой уголочек, в котором он может уединиться и уйти от суеты и шума. Дошкольник не всегда может чутко реагировать на собственное состояние. Он не придет и не скажет: «Мам, не могли бы вы разговаривать немного потише. Я устал». Нет, мы скорее увидим его усталость в плохом поведении, в плохом сне, может быть, в повышенной скандальности.

Еще ребенку важно, чтобы у него было место и время для игр, где он может спокойно разложиться: построить кукольный домик, замок, шалаш из пледа и диванных подушек. И вот эти три вещи – доступность, возможность уединения и возможность трансформации и преобразования пространства (место и время для игры) – это минимальные условия, чтобы ребенок почувствовал себя дома комфортно и мог хотя бы потенциально занять себя сам.

– Чем можно заняться с ребенком дома?

– Идей масса, но так как у нас в фокусе дошкольники, то для них по возрасту положено – играть. Игра – это лучше, чем всякие развивашки, занимашки, любые онлайн-приложения. Здорово, конечно, если взрослые попробуют погрузиться в детское состояние и поиграть с ребенком. Для дошкольника это и полезно, и приятно.

Я намерено не советую пособий, видеоуроков, приложений. Уверена, что каждый родитель, подумав минутку, придумает кучу идей. Для этого необязательно сразу бежать что-то покупать. В каждом доме, где есть ребенок, есть краски, бумага, соль, мука, фасоль, плед и диванные подушки и есть время, чтобы немножко посвятить его общению, игре, придумыванию, фантазированию.

Чем можно заняться? Всем, что связано с моторикой мелкой и крупной. Например, можно взять коробку, насыпать туда закупленную гречку, фасоль, крупы, кинетический песок и смешать. Дети отлично в это играют в любом возрасте и получают массу удовольствия от того, что просто там ковыряются, делают поделки, строят пещерки…

Не забывайте про тесто из соли. Это надолго займет ребенка, а главное – это развивающее занятие: полепить из теста, запечь в духовке, раскрасить гуашью или какими-то другими подходящими красками. Все, что касается поделок, аппликаций, здесь вполне уместно – дайте волю фантазии и воображению, необязательно делать что-то по шаблону или какому-то видеоуроку из интернета. Позвольте ребенку просто повозиться с фасолью, с тестом, с краской.

Следующее – это воображение. К сожалению, это то, на что не очень много внимания обращают в детском саду. Развивайте у ребенка способности действовать в воображаемой ситуации: постройте вместе домик, порисуйте от пятна, придумайте историю, сделайте коллаж из старых журналов и творческие поделки.

Чтение – это важная сторона детской жизни и это то, что находится сейчас у дошкольников в некотором дефиците. Как правило, мы читаем мало, в саду читают мало. И это отличная возможность для того, чтобы чуть-чуть сблизить ребенка с книгой, если у вас это не происходит дома естественным образом. Для начинающего читать ребенка очень важно видеть, как читают взрослые. Если ваш ребенок еще не читает или неусидчивый, то попробуйте просто рассматривать картинки и сочинять по ним истории. Сейчас таких книжек-картинок очень много издается, они называются виммельбухи.

Очень важно, чтобы у дошкольника были кубики. Я понимаю, что кубиков дома может не оказаться, но на будущее я советую озаботиться тем, чтобы у ребенка в доступе были хорошие кубики для строительства. Конструирование – очень важная активность в дошкольном возрасте. И опять же, с кубиками можно придумать большое количество игр.

– Как быть с физическими активностями, если площадь квартиры не позволяет устраивать марафоны?

– Для дошкольника движение – это принципиально значимое времяпрепровождение. Например, простой способ – это сделать звериную зарядку. Например, вы воображаете, что идете по зоопарку, видите зверей и повторяете их движения. Это может быть более целостный сюжет, например, вы идете в поход: маршируете, перепрыгиваете через реку, ставите палатку… Все это сопровождается крупно моторными движениями.

Подобные активности – это возможность для ребенка подвигаться, сделать крупные размашистые движения, прыжки, имитацию бега, взмахи руками. Вы можете танцевать, вы можете играть в твистер, вы можете сделать у себя в коридоре с помощью скотча классики, построить полосу препятствий из диванных подушек…

Еще одна активность, которая совмещает в себе подвижность – квест. Дети обожают искать клад по картам и по подсказкам. Можете опять же построить полосу препятствий, придумать сюжет и отправиться в поход или в пиратское плавание.

Кроме тех активностей, которые я назвала, можно попробовать реализовать с ребенком целостный проект. Например, не просто лепить из пластилина или соленого теста, а сделать зоопарк. Или построить город из кубиков: придумать из чего сделать дорогу и дорожные знаки, и кто в этом городе может жить.

Можно поставить настоящий спектакль: раздать роли, сделать билеты, соорудить сцену…. А можно пойти в поход: составить список вещей, собрать рюкзак, идти по карте – это может быть сопряжено с элементами квеста (крупномоторные/интеллектуальные задания). Такие проекты больше занимают детей, им это интереснее и полезнее, а главное – это привносит смысл в их действия.

По окончании карантина можно сделать фотоальбом или стенгазету «Как мы провели карантин». Потом ребенок может это принести с детский сад или начальную школу, чтобы всем рассказать и показать. Сама задача сделать такой альбом может увлечь ребенка.

– Какой должен быть режим дня дома на самоизоляции?

– Режим влияет на эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Если он уставший, перевозбужденный, то он будет все отрицать. Старайтесь придерживаться того режима, который у вас был до карантина. Если вы ходили в садик, то в семь часов подъем. Я понимаю, что это сделать очень трудно, особенно когда некоторые элементы режима оказываются нарушены. Например, вы не можете выйти на прогулку в привычное время, но все-таки максимальное усилие к соблюдению режима стоит приложить.
Также старайтесь, чтобы экраны у ребенка были в минимальной доступности. Регулярно работающий телевизор в фоновом режиме ребенка перевозбуждает. Конечно, можно смотреть мультфильмы, фильмы, но не больше одного часа в день. Это разрушает психику ребенка – растормаживает, ему сложнее будет сосредоточиться.

 

*****

Дорогие и уважаемые родители!

Вы впервые стали нашими дистанционными помощниками!

Педагоги детского сада заинтересованы в том, чтобы учебный и возрастной год прошёл с пользой для каждого нашего воспитанника.

Позвольте вам предложить изменить стереотипы в организации вашего повседневного времяпровождении с детьми. Попробуйте в игре, задавая вопросы на заданную тему, выяснить: владеет ли ваш ребёнок информацией, которую рекомендуют специалисты. Достаточно ли усвоил возрастные умениями и навыками. Закрепите данные достижения. 

Позвольте ежедневно знакомить вас со списком показателей в котором вы как родитель можете выяснить с чем ваш ребёнок справляется с лёгкостью, а где нужно немножко «поработать» найти информацию и познакомить ребёнка.

А самое главное, что в процессе общения со своим ребёнком каждый из вас придёт к выводу:

«Мой ребёнок-моё достижение!» Мы желаем вам успехов!

 

Тема № 1: Основные характеристики социально-коммуникативного развития дошкольника.

Тема № 2: Познавательное развитие дошкольника.

Тема № 3: Речевое развитие дошкольника.

Тема № 4: Художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Игры направленные на развитие социально-коммуникативных навыков.

Игры направленные на развитие познавательной сферы дошкольников.

Игры направленные на развитие познавательных процессов  (память)

Игры направленные на развитие познавательных процессов (мышление)

*****

Что такое психологическая служба в детском саду?

Основная цель психологической службы в системе образования - это обеспечение психического и психологического здоровья ребенка.

Педагог-психолог в детском саду - это человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Основная задача педагога-психолога - создание благоприятных условий для психического развития каждого ребенка в детском саду, а также оказание своевременной психологической помощи всем участникам педагогического процесса.

Основные функции педагога-психолога в детском саду связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Задачи педагога-психолога в детском саду условно можно подразделить на две группы:

Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей.

Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определить особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результатом такой работы должны стать рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях — разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Он лишь рекомендует при необходимости обратиться к соответствующему специалисту — педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду — или же сам привлекает их для консультации.

         К этой группе задач относится также такая важная функция психолога, как определение готовности ребенка к школе и проведение соответствующей коррекционной работы.

В рамках общеобразовательного учреждения педагог - психолог организует работу по основным направлениям деятельности:

 - психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углублённая) - психолого - педагогическое изучение развития воспитанников на протяжении всего периода обучения в ГБДОУ. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

 - психологическая  коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и др. специалистов;

 - психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам и родителям по оказанию помощи в вопрсах воспитания, обучения и развития;

 - психологическое консультирование - оказание помощи воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;

 - психологическое просвещение - формирование у воспитанников, их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и развития детей; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности, развитии интеллекта, в эффективности учебного процесса;

- развитие - развитие личности, учебной мотивации и деятельности, межличностных отношений на основе самопознания и саморазвития у каждого участника образовательного процесса.

Основные направления консультативной работы педагога - психолога:

- трудности связанные с обучением

- трудности связанные  с воспитанием

- трудности связанные с поведением

- эмоциональные проблемы

- трудности связанные с адаптацией

- коммуникативные трудности

- проблемы связанные с детско-родительскими отношениями

-определение дальнейшего образовательного маршрута.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! 

Для вас работает кабинет психолога 

В НЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ.

 Прием ведет педагог-психолог:      Радыгина Елена Александровна

Приём ведётся по вторникам и четвергам с 13.00 до 18.00 по предварительной записи. Книга записи на приём к педагогу-психологу находится в вестибюле центрального входа.